Публикатор

О контрольных (надзорных) полномочиях Росреестра в области банкротства

Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Костромской области Светлана Сотникова рассказала о контрольных (надзорных) полномочиях Росреестра в области банкротства.

- В рамках проведения процедуры несостоятельности (банкротства) предприятий-должников и физических лиц особая роль отводится органу по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Росреестр исполняет функции органа по контролю (надзору). Это означает, что мы осуществляем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который, согласно ст.23.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок, его предметом является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Также Законом о банкротстве нам предоставлены полномочия по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве.

На территории Костромской области саморегулируемые организации арбитражных управляющих отсутствуют. В целях исполнения полномочий по контролю (надзору) в сфере саморегулирумых организаций должностные лица Управления Росреестра по Костромской области привлекаются для проведения плановых  проверок  в иные регионы Российской Федерации.

К полномочиям контрольно-надзорного органа, которым является Управление, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) относится и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих, рассмотрение таких дел или направление их для рассмотрения в суд.

Поводы для возбуждения дел об административных правонарушениях установлены ст.28.1 КоАП РФ и это непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Всего за 5 месяцев 2021 года должностными лицами Управления составлено 30 протоколов об административных правонарушениях (23 - в 2020 году), из которых 21 – по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, 9 – по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения 33 административных производств Арбитражным судом Костромской области принято 21 решение о прекращении производств в связи с признанием действий (бездействия) арбитражных управляющих малозначительными, 6 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности с назначением административного наказания в виде предупреждения, в том числе 4 – дисквалифицированы, в отношении одного арбитражного управляющего по 2 заявлениям  в удовлетворении требований Управления отказано в связи с истечением срока давности вменяемых правонарушений.

Наиболее часто выявляются в действиях арбитражных управляющих нарушения требований Закона о банкротстве в части проведения инвентаризации имущества предприятия-банкрота (физического лица – банкрота), формирования конкурсной массы, раскрытия арбитражными управляющими информации о своей деятельности, а именно: нарушение формы и содержания отчета о своей деятельности, нарушение правил опубликования сведений на Сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, нарушение очередности погашения требований кредиторов по текущим платежам.

В силу п.2 ст.22 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности, а также рассматривать жалобы на действия своих членов. Обращения, направленные в контролирующий орган, не содержащие достаточных данных для возбуждения административного дела либо уголовного преследования направляются в СРО для рассмотрения и проведения проверки деятельности данного члена СРО.

Результат рассмотрения таких жалоб отслеживается специалистами Управления. Однако, следует отметить, что, в целом, по России количество выявленных дисциплинарными комитетами СРО нарушений в действиях арбитражных управляющих, находящихся в их составе, существенно низко, по сравнению с количеством актов проверок деятельности своих членов, по результатам которых нарушения не выявлены.

Подводя итог, необходимо отметить, что сфера несостоятельности (банкротства) обоснованно контролируется со стороны государства, в связи с наличием обращений и заявлений, касающихся неудовлетворительных действий арбитражных управляющих при ведении ими процедур банкротства должников.

 

С уважением,

Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель

Управление Росреестра по Костромской области

Сотникова С.П.

тел. 8(4942)64-56-37

E-MAIL: 44_upr@rosreestr.ru